История гимназий в Костроме

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО 
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧР
ЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

ГИМНАЗИЯ №1

НОВОСТИ
ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
НАШИ КООРДИНАТЫ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

Уважаемые родители! С 3 сентября начинается запись на курсы по адаптации детей к условиям школьной жизни по подготовке к школе будущих первоклассников: одногодичные (с 6 лет). Телефон - 31-42-78

История гимназий в Костроме

 

   В ночь с 10 на 11 марта 1801 года началось время Александра I Благословенного. Ситуация в государстве и обществе была достаточно сложной... Через два года Наполеон станет императором Франции и внешнеполитическое положение, осложняющееся для Российской империи с каждым днем, казалось бы не оставляет шансов молодому императору заниматься реформами в государственной и общественной жизни... 
   Однако, даже в условиях необходимых реформ в промышленности, еще более жесткой  необходимости разрешения вопроса об освобождения крестьян, наконец подготовки страны к неминуемой войне с Францией,
Александр I развивает бурную государственную деятельность.      
  
Среди государственных преобразований первого периода правления Александра I, наиболее впечатляющей была реформа народного просвещения. Быстрое развитие городов и промышленности, переустройство государственного аппарата (пусть даже незавершенное) потребовало специалистов, способных решать сложные задачи нового девятнадцатого века, вставшие перед страной.
   Система школьного образования, доставшаяся в наследство Александру I, не могла даже формально способствовать развитию страны из-за целого ряда причин.   Отсутствие достаточного количества учебных заведений начальной и средней школы,  содержание образования, сводившееся в большинстве случаев к четырем предметам: чтение, письмо, начала арифметики (первые четыре действия) и Закон Божий, отсутствие достаточного количества учебников и учебных пособий, наконец недостаточный качественный и количественный состав преподавателей, все это не позволяло даже рассматривать возможность проведения каких-либо, столь необходимых стране преобразований.
   Нужны были учебные заведения принципиально нового типа, способные давать молодежи глубокие

познания, основанные на теоретических и практических  навыках, причем их количество должно было действительно стать достаточным для удовлетворения потребностей не только отдельного сословия Российской империи, но и всего общества и государства, потребности в развитии целой великой нации.  
   Т
акие учебные заведения появились в России еще в восемнадцатом веке. Однако существование их только при университетах (в первую очередь при Московском), не могло решающим образом изменить ситуацию в образовании огромной страны.  В 1804 году в рамках общей кодификации жизни страны был утвержден Устав, определявший статус гимназий в образовательной системе империи. В соответствии с Уставом предназначение гимназий определялось как: " приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным ... пожелает усовершенствовать себя в университетах ", " преподавание наук, хотя начальных, но полных", - для тех, кто намеревался, завершив гимназическое образование, работать.
   На первом этапе развития гимназического образование в стране, шаги его были скромными: в губернских  городах были открыты для детей всех сословий четырехклассные гимназии. Через четыре года в империи уже  было 32 гимназии такого типа, еще через пятнадцать лет - 49 гимназий. Едва успев встать на ноги, новый тип  учебных заведений, попал, как и вся страна, под мощную волну николаевской реакции, наступившей после  восшествия Николая 1 на престол и трагических событий декабря 1825 года. В гимназиях изменился социальный состав, обучаемых ( снизилось количество   учащихся, не имевших дворянского происхождения ), стали применяться телесные наказания. Плата за обучение постоянно повышалась. Однако, следует отметить и продуктивные, положительные изменения: продолжительность обучения увеличивалась до семи лет, возросло и качество обучения.
    Содержание образования в семилетних гимназиях также качественно изменилось. Набор предметов и учебных дисциплин позволял молодежи действительно получить качественное образование, основанное на серьезном теоретическом фундаменте и учитывавшем новые реалии русской жизни: математика и древние языки ( латинский и греческий ), российская словесность, логика, новые языки ( немецкий и французский ), история, география, статистика, рисование и чистописание, закон Божий.
    Утверждались также переводные экзамены и пятибалльная система оценки  достижений в учебе, поведении и прилежании для  обучаемых гимназий и других типов учебных заведений Российской империи.  В результате Великих реформ, проведенных по  инициативе Александра  Второго  Освободителя, Россия начала глубокую модернизацию европейского типа.   Быстрое развитие промышленности, транспорта ( особенно железных дорог ), связи ( телеграфа и телефона, почтовых сообщений ), банковской системы, торговли, городского строительства требовало еще большего количества по-настоящему образованных людей, ориентированных на созидание обновленного российского общества. 
   Роль и место образования, особенно гимназического, неизмеримо и стремительно возрастали.

Россия вплотную приближалась к глубоким социальным изменениям, имевшим  перспективой создание среднего класса тружеников, процветающих вместе со своим Великим Отечеством. Новые потребности общества привели к изменениям и в самой системе образования. В 1861 году ( год освобождения крестьянства ) министром народного просвещения был назначен А.В. Головин. Ситуация в образовательной системе страны стремительно начала изменяться к лучшему.
   Под руководством нового прогрессивного министра и в ситуации общего духовного и нравственного освобождения, вызванного модернизацией русского общества, была создана целостная система, говоря современным языком, вариативного образования.

   Общее среднее образование давали гимназии ( классические и появившиеся реальные, а также реальные училища ), общее специальное образование - технические, коммерческие, педагогические, сельскохозяйственные училища. При этом допускалось финансирование из различных источников ( казна или учредительство частных лиц ).
   А самое главное изменение состояло в том, что был принят новый школьный Устав 1864 года, допускавший сосуществование классических и реальных гимназий ( без древних языков ), декларировалось всесословное образование, широкие права педагогических советов и преподавателей  при выборе учебников и составлении программ, отменялись телесные наказания.

Однако поступить в университет могли только выпускники классических гимназий.             

   Трагические события, приведшие к гибели царя-освободителя, привели к новой волне реакции, неизбежно коснувшейся и учебных заведений империи.

   Школьными уставами 1871- 72 г.г. реальные гимназии превращены в шестиклассные реальные училища. Однако, статус их от этого не снизился, так как модернизация страны была намного сильнее, нежели чаяния отдельных чиновников от образования ( графа Толстого Д.А., в частности ). Выпускники шестиклассных реальных училищ (бывших гимназий) теперь допускались к поступлению в высшие учебные заведения страны.                                              

Правда, только в технические и после окончания дополнительного седьмого класса.  Полноценными теперь считались только  классические гимназии. При них открывались специальные приготовительные классы. А аттестат, полученный после классической  гимназии открывал доступ в любое высшее учебное заведение империи. Выпускникам классических гимназий также отдавалось  предпочтение при поступлении на государственную службу сразу после ее окончания. Последняя реформация гимназического образования в России до 1917 года была предпринята в 900-е г.г. в начале двадцатого века.
    Именно к этому этапу относится и мой рассказ, основанный на реальных документах гимназической жизни костромских гимназий. 
    В начале двадцатого века основным изменением стала всесословность гимназического образования. Бурный рост городов, изменение социальной структуры русского общества, рост доходов городского населения привели к значительному изменению социального состава обучаемых. В списках классных журналов, где обязательным условием было указание на происхождение и вероисповедание, без особого труда можно установить изменения социальной структуры российского общества.
   В общих значениях изменения могут быть представлены следующим образом: в 1913 г . в гимназиях в среднем обучалось 27,5% детей дворян и чиновников, 39,4% выходцев из городских, 26% выходцев из сельских сословий. По архивным данным  Костромского Государственного архива устанавливается, что гимназии, как тип учебного заведения, имели в основе восьмилетнее обучение и приготовительный класс.  Общее восьмилетнее обучение делилось на курсы: 1-3 классы ( начальное ), 4-5-6 классы- среднее , 7-8 классы - старшие  звенья обучения.  
   Гимназия управлялась директором, при котором из преподавателей  образовывался Педагогический совет и хозяйственная комиссия. Хозяйственная комиссия осуществляла свою деятельность  при директоре ( основные функции контроля за расходованием средств и оформляла свою деятельность протоколами). В отдельных случаях директор осуществлял исключительное право на ведение некоторых хозяйственных дел , оформляя свою деятельность в виде контрактов, соглашений и т.д. Кроме того,  в гимназиях исполнялись должности инспектора и классных наставников, а также их помощников.  Гимназии имели генеральное подчинение попечителю учебного округа, костромские гимназии входили в Московский учебный округ и соответственно подчинялись Министерству народного просвещения.
   В сновными направлениями деятельности директора были: попечительство над учебным процессом, разрешение вопросов о помещение обучаемых на пансион, установления стипендий отдельным учащимся, прием заявлений о поступлении в гимназию и увольнения учащихся из гимназии.
   Канцелярию вел письмоводитель. Основную преподавательскую работу вели преподаватели ( в мужских гимназиях - исключительно мужчины ). 
   Общее восьмилетнее обучение делилось на курсы: 1-3 классы ( начальное ), 4-5-6 классы- среднее , 7-8 классы - старшие  звенья обучения.  
   Только в тяжких условиях Первой мировой войны в мужских гимназиях стали преподавать женщины. Часть преподавателей - мужчин ушла на войну добровольцами, образовался недостаток педагогических кадров. Классные наставники и их помощники имели целью своей деятельности надзор за исполнением учащимися основных правил для гимназий и воспитание богоугодности, законопослушности и благонравия. Организационно свою деятельность гимназии строили исходя из наличия учебных помещений. Основными при проведении занятий были классные комнаты, однако, со временем стали появляться и специализированные кабинеты.

Так например, в годовом отчете Галичской гимназии им. Его Императорского Высочества наследника Цесаревича и Вел. кн. Алексея Николаевича, отмечается, что " при гимназии имеются следующие учебно-воспитательные учреждения:

две библиотеки ( ученическая и преподавательская ) и четыре кабинета: физический, естественно-исторический, кабинет искусства и кабинет разных учебных пособий. 
   Физический кабинет к 1 января 1915 года ( второй год войны ) имел 705 предметов на сумму 8.896 руб. 50 коп. 
Путь ребенка в гимназическом образовании начинался с тщательной подготовки к поступлению в приготовительный или первый класс гимназии.
Более состоятельные семьи готовили ребенка с помощью гувернеров и преподавателей на дому, часто в роли  преподавателей выступали гимназисты старших ( 7-8 ) классов. Далее родителями подавалось прошение на имя директора гимназии по стандартной форме: "Честь имею просить Ваше превосходительство о допущении сына моего Леонида девяти лет от роду к держанию экзамена для поступления в первый класс вверенной Вам Гимназии".  

   По решению директора гимназии претендент на поступление допускался к экзаменам для поступления в гимназию.

Возраст ребенка к этому времени достигал 8-9 лет. Отчетным документом о вступительных экзаменах являлся т.н. " Экзаменный  лист", в котором на первой странице размещались сведения о поступающем и оценки, полученные по трем вступительным  экзаменам: закону Божьему, русскому языку, математике. На второй странице выполнялся диктант.

Вот один из вариантов диктанта, найденный в архивных документах:   " Диктант, 12 августа.
 Над моим окошком вьет гнездышко птичка. Она то соломку тащит  в ножках, то пушок несет в носу. Птичка строит свой домик.
Солнышко взойдет, зайдет. Весь день она на работе, но весь день поет. Настала холодная ночь, луг покрылся туманом. Прилетная птичка,  устала, перестала петь и уснула."      
Большинство, увиденных в архивах диктантов, выполнены аккуратно, каллиграфическим почерком.

Поступавшие в приготовительный и первый класс гимназии умели и читать.
   Родители детей, поступивших в гимназию, принимали на себя серьезные обязательства на основании правил, установленных для всех гимназий России. Текст, приводимый ниже, изготовлен типографским способом и представляет собой одну из стандартных норм гимназической жизни

  " Обязательство    К поданному мною от .......... ( число, месяц, год ) прошению о приеме моего сына в Костромскую гимназию имею честь присовокупить нижеследующее обязательство:
 1) Означенного .............. ( фамилия, имя учащегося ) я обязуюсь одевать по установленной форме, снабжать всеми учебными пособиями  и вносить установленную плату за право обучения ( в некоторых случаях последнее вычеркнуто, очевидно некоторые учащиеся от оплаты освобождались ).
 2) О том, что все распоряжения начальства, касающиеся учеников гимназии вообще и Костромской в частности, были им в точности  исполняемы буду прилагать всевозможные старания, под опасением, что в противном случае он будет уволен из гимназии.
 3) Жительство он будет иметь ......... ( адрес). О всяком же переменении квартиры гимназическое начальство будет извещено.
 4) По выбытии из гимназии обязуюсь иметь наблюдение, чтоб он не носил форменного платья, установленного для учеников гимназии".

 Учащиеся гимназии обучались в соответствии с учебным планом, о котором, как одном из главнейших документов уже говорилось выше. Вот один из примеров учебного плана:
  
Учебный план Костромской мужской гимназии ( по "Общей балловой книге" )

1-й класс

 1.Закон Божий                                
 2.Русский язык и словесность
 3. Математика
 4.История
 5.География
 6.Немецкий язык
 7.Францусский язык
 8.Природоведение
 9.Рисование      

2-й класс 
1.Закон Божий 
2.Русский язык и словесность
 3.Математика
 4.История
 5.География
 6.Немецкий язык
 7.Природоведение
 8.Чистописание
 9.Рисование         
 3-й класс
 1.Закон Божий 
  2.Русский язык и словесность
  3.Латинский язык
  4.Математика
  5.История
  6.География
  7.Немецкий язык
  8. Французский язык
  9. Природоведение
10.Рисование      
 4-й класс 
1.Закон Божий 
 2.Русский язык и словесность
 3.Латинский язык
 4.Математика
 5.История
 6.География
 7.Немецкий язык
 8.Францусский язык
5 -й класс 
1.Закон Божий 
 2.Русский язык и словесность
 3.Латинский язык
 4.Математика
 5.История
 6.География
 7.Немецкий язык
 8.Францусский язык
 6-й класс 
1.Закон Божий 
 2.Русский язык и словесность
 3.Латинский язык
 4.Математика
 5.История
 6.География
 7.Немецкий язык
 8.Францусский язык
 7-й класс
1.Закон Божий
 2.Русский язык и словесность 
 3.Философская пропедевтика
 4.Латинский язык
 5. Математика 
 6.История 
 7.Немецкий язык
 8.Французский язык 
 9.Законоведение
 8-й класс
1.Закон Божий
 2.Русский язык и словесность
 3.Философская пропедевтика
 4.Латинский язык 
 5. Математика
 6. Космография
 7. История
 8. Физика
 9. Немецкий язык
10. Французский язык
11. Законоведение
 

   Любопытный читатель наверняка заметил немаловажное обстоятельство: учебный план тонко учитывает основы возрастной психологии. Наивысший интерес к обучению, как к новому виду деятельности, сопровождается насыщенной предметной деятельностью первых  гимназических лет жизни ребенка. Максимум трудолюбия и самоорганизации требует этот период. Затем, в 4-5-6 классах, в сложный подростковый период жизни человека число предметов  значительно уменьшается, давая шанс осмыслить личное свое пребывание в гимназии. В старших 7-8 классах число предметов вновь нарастает и вводятся новые предметы, не преподававшиеся ранее. Довольно легко прочитывается и классицизм гимназии: языковая подготовка действительно составляла одну из основ обучения в гимназии.
   
Теперь мне бы хотелось совершить краткое путешествие по родному городу в прошлом и увидеть или представить места, события и людей.
  Как уже говорилось выше, самостоятельную свою историю 
как тип учебного заведения,  гимназии России ведут с 1804  года. В тот год было открыто несколько гимназий. Одна из них в Костроме. Костромская мужская гимназия  ( Костромская губернская гимназия ) располагалась в начале Всехсвятской улицы, в дальнейшем знаменитой Муравьевки и позднее ул. Дзержинского.   В 1804 году Главное народное  училище г. Костромы было преобразовано в Костромскую мужскую гимназию.    Она была четырехклассной,
как и все первые гимназии Российской империи того времени ( первого периода создания гимназической системы среднего образования ). 
  К 1817 году численность обучаемых оставалась незначительной - 17 человек. В 1812-1818 годах директором гимназии был поэт и ученый Н.Ф. Грамматин. За ним директором стал Ю.Н. Бартенев - незаурядный педагог и литератор. 

В 1824 году здание перестраивал  известный архитектор П.И. Фурсов. Он создал целый гимназический комплекс, состоявший из двух зданий и выстроенного одноэтажного каменного мезонина.  Все три дома соединялись решеткой красивого рисунка с воротами и калитками на кирпичных столбах, украшенных вазонами. Так образовался целостный архитектурный ансамбль,  украсивший высокую набережную Волги.            

Выше  также упоминалось о краткой оценке периода царствования Николая I,  весьма нелестной, какую обычно принято давать в школьных, далеко неполных учебных курсах. Одно слово - реакция.   В 1834 году, осенью, Николай I, путешествовавший по империи, посетил и Кострому. К тому времени уже сложился ритуал приема таких высоких особ. И необходимо заметить, что одним из обязательных эпизодов официального визита в город, было посещение мужской гимназии. Там император в ходе визита своего проэкзаменовал крепостного 11-летнего мальчика, математика-вундеркинда Ваню Рогозина. Затем и последовала реакция, для Костромской мужской гимназии довольно необычная. Убедившись в неудобстве помещений растущей гимназии, император повелел перевести ее в дом губернатора, здесь же,  на Всехсвятской улице по соседству, а губернатору соответственно перебираться в здание гимназии. После переезда в новое здание мужская гимназия продолжила стремительное свое развитие. Смыслы этого быстрого движения определяли люди, выдающиеся и  любимые в городе педагоги. Среди них необходимо отметить преподавателя математики Николая Павловича Самойловича и  директоров гимназии П.И. Величковского и Г. И. Виноградова. Результаты беззаветных трудов педагогов Костромской мужской  гимназии не замедлили сказаться. К 1840 году репутация гимназии была так высока, что был издан указ принимать ее выпускников в университеты без вступительных экзаменов...  Бог знает повторим ли мы сей подвиг в наши дни....

  K  началу двадцатого века возникла необходимость создания еще одной гимназии в  г. Костроме.
Основных причин для создания новой гимназии было две: во-первых быстрый рост населения губернии и особенно городского и привилегированность Костромской мужской гимназии, сложившаяся в результате ее достижений и развития.

 По инициативе географа-краеведа А.Н. Рождественского

в 1905 году  была открыта еще одна гимназия, получившая название  2-я Костромская мужская гимназия. Два здания гимназии  располагались на Еленинской улице в первом ее квартале  от центра с правой стороны. Дворянство передало под 2-ю  гимназию помещение деревянного "Офицерского клуба", рядом располагался трехэтажный пансион.
  В гимназии работали известные в городе преподаватели. Среди них следует упомянуть  преподавателя естественных  наук  Иорданского Н.Ф. и  преподавателя истории Троицкого П.С. Безусловно вторично должен быть упомянут ее создатель и единственный директор Рождественский А.Н. Из стен 2-й гимназии вышло немало известных ученых.  Но славы  первой Костромской мужской гимназии она так и  не достигла... Бог знает, может просто не успела... Просуществовав 13 лет, она была закрыта  в 1918 году...     

  Послесловие,  которое я считаю необходимым. Было бы глубоко несправедливо не упомянуть людей, чьей незримой помощью я воспользовался при подготовке этой страницы.
 Да и почитание правил, оставленных моими учителями по истории, не оставляет мне ни возможности, ни желания презреть корпоративные правила солидарности, ссылок, и упоминания...
  Приступаю... 
  Начальная информация об общем состоянии системы образования в Российской империи и ее позитивных гимназических изменениях представлена мною благодаря: 
" Энциклопедии для детей " т. 5 ч. 2.  Со страниц этого издания заимствованы и иллюстрации, отображающие образы гимназистов и учащихся той далекой эпохи. 
  А путешествие по родному для меня городу не стало бы возможным благодаря книге В. Бочкова " Старая Кострома ", откуда заимствованы сведения и фотографии, отображающие здания гимназий и улицы г. Костромы. 
 Фотография, отображающая вид Костромского Кремля и местности, его окружающей, заимствована из газеты "  Краеведение " ( приложение к газете " Первое сентября ", выпуск №4. от 30 сентября 1997 года.
  Как старый любитель искусства фотографии, не могу не упомянуть отдельно фотографов прошлого времени. Особенно господина  Пряничникова Д.И., коего рукам принадлежит несметное число замечательных фотографий родного города Костромы.
  Ваш же покорный слуга, подготовивший эту страницу, как и всякий человек, утрудивший себя задачей составления исторического обозрения, компилировал разрозненные сведения, пытаясь разглядеть воедино незримое до сих пор...
  Впрочем, сей труд не был для меня обременительным, а доставлял лишь пользу уму моему и удовольствие душе...
  Был бы рад, если бы всякий современный путешественник по интернету испытал те же чувства гордости и восхищения за свое Отечество, свойственные Иванам, родство помнящим...

   P.S. Хотел написать о женском образовании
в Костроме, в частности о Григоровской женской  гимназии,  да вот просто посмотрите сами..
 

  Буду также рад, если кто-нибудь отважится на открытие неизвестных страниц истории костромского образования...       
  Будут силы душевные и время, напишу вторую главу о современной, новейшей истории Костромской мужской гимназии...
  На этом история костромской мужской гимназии прерывается... Временно...    

  Составитель - Яблоков Владимир Алексеевич.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»